С Праздником!
Меню сайта
Категории раздела
Статистика
Онлайн всего: 35 Гостей: 35 Пользователей: 0 |
Профориентация подростковПрофессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных… Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо. • «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности. • «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности). • «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д. « Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя: • ориентацию в мире профессий (Какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?); • осознание того, что интересно ему и что он можешь делать; • ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом; • ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию. Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор. Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на: • знаниях о мире профессий; • знаниях о выбираемой конкретной профессии; • изучении своих интересов; • изучении своих способностей; • знании своих сильных и слабых качеств; • состоянии своего здоровья; • учёте материальных условий семьи; • учёте ситуации на рынке труда. Необходимо: • Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют: • социальный заказ, положение на рынке труда; • уровень материального обеспечения семьи; • возможности получения помощи в обучении; • условия оплаты труда в данной сфере; • местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений). • Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку. • Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»): • интересы, склонности; • успехи в учёбе и потенциальные способности; • свои сильные и слабые стороны; • состояние здоровья. При выборе будущей профессии нужно: • Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете. • Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию. • Подробно изучить эту профессию , выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии. • Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант. • Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве. Ошибки при выборе профессии: • увлечение внешней или частной стороной профессии; • незнание мира профессий, выбор «за компанию»; • неумение разбираться в своих способностях Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
|
Поиск по сайту
2024 год
Образование
Обучение
Горячий телефон
Информпортал
Другое дело
Памятные даты
|
|||||||