Современная школа всё больше проникает в цифровое пространство. Дистанционное обучение, онлайн-уроки, электронные дневники – все это уже стало привычной реальностью. В этой связи возникает потребность в новых форматах взаимодействия и с педагогом-психологом. Статья посвящена эффективному сотрудничеству школы с онлайн-педагогом-психологом, раскрывает его преимущества и ограничения, а также предлагает практические рекомендации для создания продуктивной рабочей среды. Особый интерес представляет опыт МКОУ СОШ с. Каринка, единственной школы в районе, где уже два года успешно реализуется сотрудничество с педагогом-психологом ДЦ (Дистанционного Центра) КОГОБУ ЦДОД – Кремлевой Ульяной Владимировной.
Актуальность и преимущества онлайн-поддержки:
Сегодня, когда стресс и тревожность у детей и подростков достигают высоких уровней, роль педагога-психолога становится критически важной. Однако, не каждая школа имеет возможность нанять штатного специалиста. В этой ситуации онлайн-формат работы с психологом становится оптимальным решением. Наш опыт показывает, что даже в сельской местности, где доступ к квалифицированным специалистам может быть ограничен, онлайн-поддержка становится эффективным решением.
Доступность: Онлайн-консультации позволяют получить квалифицированную помощь вне зависимости от географического положения школы и специалиста.
Гибкость: Онлайн-психолог может адаптировать свой график к потребностям школы, предлагая консультации в удобное время.
Экономическая выгода: Зачастую, услуги онлайн-психолога обходятся дешевле, чем содержание штатного специалиста.
Анонимность: Для некоторых учеников онлайн-формат может быть более комфортным, так как позволяет сохранять анонимность и легче делиться своими проблемами.
С 2023 года МКОУ СОШ с. Каринка успешно сотрудничает с педагогом-психологом КОГОБУ ЦДОД, Кремлевой Ульяной Владимировной. Особенно ценно, что Ульяна Владимировна является выпускницей нашей школы! Этот факт укрепляет доверие учеников, педагогов и родителей к специалисту и создает особую атмосферу сотрудничества.
Задачи и формы работы онлайн-педагога-психолога в школе:
Ульяна Владимировна в своей работе использует разнообразные формы:
- Групповая диагностика обучающихся: Позволяет выявить общие проблемы и потребности класса или группы.
- Индивидуальные консультации: Оказание психологической помощи, как ученикам, так и педагогам и родителям, испытывающим трудности.
- Практические занятия с детьми и педагогами: Проведение тренингов, игр и упражнений, направленных на развитие определенных навыков и умений.
- Онлайн-выступления на родительских собраниях: Предоставление информации о возрастных особенностях детей, методах воспитания и способах решения проблем.
Конкретно, Ульяна Владимировна провела следующие удаленные виды работы в формате онлайн:
- Индивидуальное собеседование с учащимися 1 класса перед началом учебного года.
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми ОВЗ.
- Психолого-педагогическое тестирование обучающихся: проводится в 1, 5, 10 классах (по адаптации), а также в 9, 11 классах (по психологической готовности к сдаче экзаменов). Остальные классы – по запросу.
- Психологические занятия с педагогами школы в режиме видео-звонка.
- Индивидуальные консультации с детьми, родителями и педагогами школы (после каждой консультации даются психологические рекомендации для всех участников образовательного процесса).
- Психологическое просвещение родителей (индивидуальные консультации и онлайн-обращения к родителям)
Условия эффективного взаимодействия:
Чтобы сотрудничество с онлайн-педагогом-психологом было максимально эффективным, необходимо создать определенные условия:
- Определить четкие цели и задачи: Школа и психолог должны четко понимать, какие проблемы необходимо решить и каких результатов достичь.
- Заключить договор: В договоре необходимо прописать обязанности сторон, график работы, стоимость услуг, условия конфиденциальности и другие важные моменты.
- Обеспечить техническую поддержку: Школа должна обеспечить доступ к интернету, необходимое оборудование и программное обеспечение для проведения онлайн-консультаций.
- Создать конфиденциальную обстановку: Школа должна предоставить ученикам возможность получать консультации в уединенном месте, где их никто не будет беспокоить.
- Организовать обратную связь: Школа должна регулярно получать обратную связь от психолога о результатах его работы и предлагать свои замечания и предложения.
- Соблюдать этические нормы: Важно обеспечить конфиденциальность информации, полученной от учеников, и не нарушать их права.
Результаты сотрудничества:
Благодаря работе Ульяны Владимировны, достигнуты следующие результаты:
Повышение психологической компетентности педагогов: например, преодоление трудностей взаимодействия учителя с учениками.
Улучшение психологического климата, как в коллективе педагогов, так и в детских коллективах.
Устранены признаки профессионального выгорания в отдельных случаях обращения педагогов.
По психологической диагностике даны психологические рекомендации для классных руководителей и учителей по работе с обучающимися.
Преодолены трудности в обучении у некоторых обучающихся.
Разработана и реализуется программа профилактики суицидального поведения.
Хотя большая часть работы Ульяны Владимировны остается “за кадром”, мы видим положительные изменения в отношениях между детьми, педагогами и родителями. Даже если благодаря ее работе удается успешно разрешить один или два сложных конфликта, это уже огромный вклад в создание благоприятной атмосферы в школе!
Преодоление ограничений и рисков:
Онлайн-формат работы имеет и свои ограничения:
Отсутствие личного контакта: Виртуальное общение может быть менее эффективным, чем личное, особенно в случаях, когда требуется установить глубокий эмоциональный контакт.
Технические проблемы: Сбои в интернете, проблемы с оборудованием и программным обеспечением могут затруднить проведение консультаций.
Ограниченная возможность наблюдения: Психологу может быть сложно наблюдать за невербальным поведением учеников и адекватно оценивать их состояние.
Проблемы с конфиденциальностью: Существует риск утечки информации, если не соблюдаются меры предосторожности.
Для минимизации рисков рекомендуется:
Выбирать психологов с опытом работы в онлайн-формате и имеющих положительные отзывы.
Использовать защищенные платформы для онлайн-коммуникации.
Обучать учеников правилам безопасного поведения в интернете.
Проводить очные встречи с психологом (по возможности).
Заключение:
Онлайн-формат работы с педагогом-психологом открывает новые возможности для поддержки психического здоровья учеников и сотрудников школы. Эффективное взаимодействие требует четкого планирования, технической поддержки, соблюдения этических норм и постоянной обратной связи. Опыт МКОУ СОШ с. Каринка показывает, что даже в условиях сельской школы такое сотрудничество может быть успешным и приносить ощутимые результаты. Благодаря разнообразию форм работы, профессионализму и самоотдаче Ульяны Владимировны Кремлевой, наша школа создает благоприятную и поддерживающую среду для всех участников образовательного процесса. При правильном подходе, сотрудничество школы с онлайн-психологом может стать ценным ресурсом для создания комфортной и безопасной образовательной среды.
МКОУ СОШ с. Каринка



 |